Подход к корпоративному дресс-коду становится менее формальным и более открытым — всё меньше компаний, которые до сих пор регламентируют цвет рубашек и длину юбок у сотрудников, и всё больше тех, кто доверяет работникам в вопросах выбора одежды. Однако нельзя сказать, что правил не существует. В компаниях, связанных с обслуживанием клиентов, государственных организациях, крупных корпорациях до сих пор актуален деловой дресс-код, а послабления допускаются по пятницам — в день, когда туфли можно заменить на нейтральные кеды, а под пиджак надеть не рубашку, а футболку без яркого принта. За нарушение стилистических границ сотрудника вряд ли уволят, но выговор он получить может.
Размывается и само понятие делового дресс-кода. Если раньше оно ассоциировалось с белым верхом, чёрным низом и пятьюдесятью оттенками серого, то сегодня бизнес-гардероб складывается из нескольких стилей: классического, casual, минимализма, сафари, колор-блок, денди и даже гламура. Даже если сотруднику предписано каждый день носить брючный костюм, он волен выбирать цвет, ткань, силуэт и дополнительные детали. Так что тёмно-синий костюм из льна будет разительно отличаться от своего собрата, выполненного из тонкой шерсти. При всём желании компаний добиться единства во внешнем облике сотрудников каждый из них всё равно будет уникальным.
Есть и ещё одно яркое отличие современного дресс-кода — на первый план выходит личность человека, его образ жизни, цели и задачи, и всё это уже транслируется через образ.
В нашей компании есть дресс-код, я бы назвал его smart casual. Это не предписание носить строгие костюмы с галстуками, а некая строгость в одежде, которая при этом достаточно комфортна. Мужчинам рекомендовано надевать классические брюки либо чиносы, джинсы без рваностей и потёртостей, рубашки или поло. Это важно, чтобы все могли сконцентрироваться на рабочем процессе, а не отвлекаться на разглядывание необычной одежды коллег. При этом есть возможность самовыражения через одежду.
При создании делового образа важна не только одежда, но и дополнительные детали, включая обувь, аксессуары — украшения, платки, ремни, сумки, макияж и даже маникюр.
Для меня дресс-код ассоциируется со школой, вспоминается, как при входе стояла завуч с линейкой и отмеряла расстояние от конца юбки до колена. Бррр… Хотя если речь идёт о клиентском сервисе, то офисный стиль одежды — это маст-хэв. Зачастую даже более важны правила макияжа и маникюра: когда вижу у кого-то кислотные ногти в банке, меня передёргивает.
Зная, насколько болезненными могут быть для сотрудников любые ограничения, компании стараются делать акцент на общий аккуратный, опрятный вид. Более требовательны работодатели к внешнему виду специалистов на деловых встречах. Это и понятно — образ сотрудника волей-неволей будет связан с брендом компании, отсюда и фокус на более спокойные, структурированные, лаконичные комплекты.
Ещё один факт — прослеживается прямая связь между дресс-кодом и корпоративной культурой компании, главный вопрос в том, что ставит во главу угла бизнес.
Зачем нужен дресс-код?
Наличие дресс-кода в рабочем пространстве — возможность компании предстать перед общественностью более уверенной, сдержанной и ответственной. Есть несколько основных целей, которые преследуют компании, вводя дресс-код: создание корпоративного единства, равенство всех членов команды. Мы придерживаемся формулы удобно + опрятно = допустимо. Нам кажется, что наши сотрудники работают более качественно, если в процессе работы они не беспокоятся о том, что пиджак сковывает движения и мешает печатать, а юбка-карандаш постоянно задирается при ходьбе по офисным коридорам.
Мода, как и любая другая сфера, тесно связана с тем, что происходит в обществе. Поэтому все изменения так или иначе связаны с переменами, которые произошли за последние 5–10 лет в нашей жизни. Например, пандемия и общая ситуация нестабильности определили стремление людей к комфорту в образах, на первый план вышел оверсайз, который позволяет почувствовать себя более защищённо, выбор спокойных цветов удовлетворяет потребность в гармонии и безопасности, яркие оттенки создают нужное настроение. Отдельная история связана с теорией поколений.
На культуру во всех её проявлениях всё большее влияние начинают оказывать представители поколения Z, их число среди сотрудников растёт. «Зумеры» отрицают границы и стереотипы внешнего вида, для них нет мужского и женского, вечернего и дневного, делового и повседневного — не существует как категории. Естественно, примириться с ограничениями во внешнем виде, которые предполагает дресс-код, они не могут. Поэтому гласные и прописанные правила заменяются негласными, а дресс-коды не исчезают, но становятся мягче.
Всё это важно и нужно учитывать, формируя стилистические рекомендации в компании. Поэтому лучшее, что можно сделать сегодня, — создать небольшую памятку с объяснениями и наглядными примерами — как, в каких ситуациях и почему именно так должны выглядеть сотрудники.
Как уже отмечали, сейчас более прогрессивен подход, когда на человека, в том числе и стилистически, принято смотреть с точки зрения его образа жизни, мыслей, качеств и возможностей. Всё это формирует индивидуальный стиль. С другой стороны, очевидно, что укоренившиеся стереотипы в сфере моды не всегда далеки от реальности. Скажем, образ рекрутера в госкомпании, собеседующего кандидатов на позицию топ-менеджера, вполне вероятно будет отличаться от образа нанимающего менеджера в ИТ-компании игровой разработки. Того же дизайнера, PR-менеджера, бизнес-консультанта, HRBP выглядеть нестандартно иногда «обязывает» сама профессия — это ещё одна возможность выделиться на фоне «конкурентов», проявить своё творческое, индивидуальное начало. При этом сложно себе представить жёсткую регламентацию стиля ИТ-специалистов, для которых важна свобода во всём. В том числе и в образах.
У нас работает много разработчиков, роботизаторов, оптимизаторов — одним словом, тех, кто отвечает за функцию изменений. Для них большое значение имеет демократичная корпоративная культура, которая предполагает в том числе и свободную, максимально комфортную атмосферу для работы без дресс-кода.
В любой компании, независимо от отрасли, есть консервативные и более «творческие» подразделения, поэтому даже в мегакорпорациях зачастую нет единого дресс-кода. Насколько сложно мотивировать молодые «цифровые таланты» носить одежду, ограничивающую их самовыражение — тот ещё вопрос.
Как показывает практика, единый подход к дресс-коду не работает. Поэтому нужно, чтобы требования к внешнему виду были понятны для всех, но и отражали специфику каждого из направлений бизнеса. Лучше всего, если сотрудники сами формируют свой стиль, который будет соответствовать требованиям компании, но в рамках их возможностей. При этом важно, чтобы ни в коем случае не происходило чрезмерного вмешательства в процесс выбора, чтобы не потерять доверие со стороны работников.